Перейти к основному содержанию

Квалифицированная электронная подпись будет обязательным инструментом госзакупок

Любой представитель госзакупок с 1.07.2018 г., который совершает обмен электронными файлами по структуре контрактов в отрасли закупок и в процессе регистрирования заявления на участие в фиксировании исполнительного лица, должен обладать квалифицированной электронной подписью. На сегодняшний момент практически на любых площадках применяют усиленную неквалифицированную ЭЦП.

Поясним, почему утверждена подобная потребность задействовать ЭЦП. Проведем анализ имеющихся аспектов, которые следует учитывать и устранять для стабильного функционирования по структуре госзакупки. Выявим различия разновидностей подписей, нюансы обретения сертификата ключа проверки ЭЦП в надлежащих службах, выдающих подобные документы.

Переход всех закупок в электронный вид

Были подкорректированы многие нюансы в законодательных протоколах о государственных закупках. Нововведения рассчитывают переход процесса закупок в цифровой формат (Законы No 44-ФЗ от 5.04.2013 г. и No 504-ФЗ от 31.12.2017 г.). С 01.07.2018 г. организация-заказчик имеет преимущество выбирать компанию, которая будет поставлять товары или выполнять услуги, организуя электронные торги (конкурсные мероприятия открытого или ограниченного типа, или в два этапа), коммерческие предложения и прайс тоже могут быть предоставлены в электронном виде.

С начала 2019 года такие торги будут проходить постоянно.

Конкурентоспособные закупки, которые должны проходить исключительно представители малого и среднего бизнеса, тоже придется организовывать в электронном виде (Федеральный закон от 31.12.2017 г. No 505-ФЗ). Такие перемены дают возможность привести к одной форме организацию закупок, уменьшить расходы представителей по финансам и трудовым ресурсам. Изменения смогут уменьшить коррупцию и возможность составления противозаконных договоров. Тем самым появляется гарантия конфиденциальности оформления заявлений и их независимая оценка потенциальным потребителем.

Согласно данным изменениям необходимо будет выполнять условия Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014 г.). Статья 88 данного договора предполагает обязательную гарантию свободной доступности возможных поставщиков Российской федерации, включая исполнителей членов Европейского союза к участию в структуре закупок, которые проходят в цифровом формате. Участвовать можно тогда, когда есть квалифицированная электронная подпись, выпущенная согласно действующему законодательству одной страны ЕС иной страной союза.

Квалифицированная цифровая подпись служит главным инструментарием структуры государственных закупок. Задействование данного ключа позволяет уменьшить расходы представителей, потому что один и тот же цифровой ключ используется на любых площадках. Это также помогает увеличить число участвующих лиц.

Процедуры в цифровом формате для представителей среднего и малого бизнеса по Закону No 223-ФЗ будут осуществляться с применением одних и тех же ответственных лиц, которые фигурируют в закупках по Закону No 44-ФЗ, а также с применением одного аккредитационного метода и оформления представителей. Процессы подобного формата организуются на общедоступных электронных платформах. Если они носят закрытый характер (закрытые общие конкурсные мероприятия, с ограниченным доступом, проходящие в два этапа, аукционы), то по заключению Правительства РФ они будут проводиться на отдельных для этого электронных платформах.

В структуре о совокупной информации о закупках для удостоверения государственных или муниципальных интересов будет определен общий реестр представителей, который будет обеспечивать сотрудничество между площадками. В нем будут содержаться сведения о представителях, а также их учредительные документы. Вводить реестр в действие будут с начала 2019 года. Заниматься данным вопросом будет Федеральная служба исполнительной власти, одобренная Правительством России. Фигурировать в процессе смогут исключительно те лица, которые зафиксированы в Единой информационной системе. Оформление в этой структуре представителя, аккредитация на торговой платформе проводятся периодом на 3 года.

С начала и до конца 2019 года официально подтвержденные раньше представители торговых площадок должны в обязательном порядке проходить оформление в Единой информационной системе. С начала 2019 года аккредитовывать каждого представителя в структуре закупок можно исключительно после оформления в ЕИС.

Регистрирование заявления на участие и составление контракта с победителем госзакупок подготавливается ответственным лицом электронной площадки. Будет допустимо взыскание уплаты за участие в общедоступных и закрытых торгах с каждого исполнителя, который будет оформлять контрактный договор.

Особенности законодательных актов

Чтобы корректно работали электронные закупки, будут приняты подзаконные акты до 01.07.2018 года. Наиболее тяжелым и ответственным моментом в принятии будут служить новейшие требования к ответственным лицам по ведению электронных площадок. Также будет составлен новый список операторов.

Кроме ранее упомянутых документов нужно будет предъявить следующие:

  • Способ регистрирования, включая видео регистрацию в онлайн-режиме действий участвующих лиц в торгах.
  • Вспомогательные условия к работе ответственного лица, ведущего общедоступную электронную платформу, и ее деятельности.
  • Вспомогательные условия к работе ответственного лица, ведущего закрытую торговую площадку, и ее деятельности.
  • Аккредитационный способ на ограниченных по доступу площадках.
  • Способ и период оформления представителей в Единой информационной системе в цифровом формате.
  • Порядок введения в общий реестр участвующих лиц госзакупок.
  • Список кредитных учреждений, на чьи отдельные счета переводятся финансовые средства исполнителей.
  • Иные подзаконные акты.

Помимо этого, нужно устранить неточности в законодательных актах в вопросе "усиленной цифровой подписи", который в будущем может приводить к столкновению в законной деятельности.

Сегодня усиленная электронная подпись, которая действует в момент подписывания электронных файлов в структуре контрактов госзакупок, служит неквалифицированной цифровой подписью.

До момента введения в работу согласованными Правительством России ответственных лиц торговых площадок, закупки с помощью организации электронных процедур производятся на раньше пройденных отбор торговых площадках (ч. 10.1 ст. 112 З. No 44-ФЗ в ред. З. No 504-ФЗ).

До момента согласования новейшего списка ответственных лиц электронных площадок, способ работы функционирующих сейчас торговых платформ формируется заключением Минэкономразвития РФ и ФАС РФ с любым из выбранных ответственных лиц Соглашением о работе торговой площадки для формирования общедоступных торгов в цифровом виде от 4.05.2010 г. Способ приобретения сертифицированного документа ключа проверки ЭЦП представителей закупок и задействование ранее используемого ключа ЭЦП контролируется Регламентом выдачи сертификатов и задействования ключей электронной подписи. Это описание говорится в Приложении No 7 к Соглашению.

Общие и вспомогательные условия к ответственным лицам площадок, которые тоже предполагают наличие условий к соглашению о работе торговой площадки, утверждает Правительство РФ (подп. 1-2 ч. 2 ст. 24.1 Закона No 44-ФЗ в ред. Закона No 504-ФЗ). В протоколе прописывается список ответственных лиц, которые отвечают общим и вспомогательным условиям (ч. 3 ст. 24.1 З. No 44-ФЗ в ред. З. No 504-ФЗ).

Исходя из уточнений в Законе No 44-ФЗ с 1.07.2018 г. участвующие лица взамен усиленной неквалифицированной цифровой подписи будут должны пользоваться квалифицированной ЭЦП.

В итоге, может произойти столкновение нормативов Соглашения и Закона No 44-ФЗ.

В ситуации не установления до 1.07.2018 г. согласованных и вспомогательных условий в работе ответственных лиц торговых платформ и их списка будет сложно конкретизировать разновидность задействованной исполнителями электронной подписи (ранее используемая неквалифицированная или новая ЭЦП).

Помимо этого, протоколом предполагается задействование при электронном документообороте в структуре закупок ключей ЭЦП, которые изготовлены по нормативу ГОСТ Р 34.10-2001 об информационных технологиях, криптографической защите сведений, способах организации и контролю подлинности электронной подписи. Но исходя из протокола ФСБ РФ No 149/7/1/3-58 от 31.01.2014 г. о порядке перевода к задействованию последних нормативов изготовления ЭЦП и задачи хеширования (в приложении). С начала 2019 года на смену ГОСТ Р 34.10-2001 будет применяться ГОСТ Р 34.10-2012, имеющий такое же название, что и предыдущий норматив.

Перевод ответственных лиц торговых платформ на обновленный норматив без занесения соответственных поправок в Соглашение будет служить правонарушением утвержденных действий организации торговых площадок.

Главный констатирующий орган (Минкомсвязь РФ) пока не перевелся на применение другого ГОСТа. Вследствие чего, это показывает невозможность перевода на него имеющихся удостоверяющих служб, прошедших аккредитацию, и ответственных лиц торговых площадок.

Где взять квалифицированный сертификат ключа проверки ЭЦП?

Компания "ИнформТоргСервис" предлагает помощь в оформлении квалифицированного сертификата ключа проверки ЭЦП. Наша компания представляется порученным лицом удостоверяющей службы, которая прошла аккредитацию в Минкомсвязь России. Работает наша компания добросовестно, довольно давно. У нас большая база клиентов, которым уже были оформлены ключи. Приглашаем лично заявителя для подписи заявления на изготовление квалифицированного сертификата. Это позволяет обезопасить наших клиентов от возможных рисков получения подобного документа третьими лицами.

Наша компания осуществляет работу по лицензии, выданной в удостоверяющем органе. С каждым клиентом заключаем договорные отношения на выполнение услуги по изготовлению квалифицированного сертификата. Стараемся представить документ для работы на электронных торгах в максимально кратчайшие сроки. Наша организация заинтересована в Вашем участии в структуре госзакупок, поэтому дорожим каждым клиентом и стараемся сделать все возможное, что от нас требуется.

ЭЦП